-
Родителям
- Перейти в раздел
- ЛЕТО - 2023
- Интернет-ресурсы по вопросам развития воспитания, психологической безопасности детей
- Cсылки на получение МСЗУ в сфере образования в электронном виде
- Обращение к детям и их родителям руководителя Госавтоинспекции Лесосибирска в преддверии летних каникул
- мыпомогаемродителям.рф
- Дополнительное образование
- Я - РОДИТЕЛЬ. Советы специалистов
- Об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательной организации
- Выбор профессии - выбор будущего!
- БУЛЛИНГ в школе
- Большое родительское собрание
- Информация о преподавании в 4-х классах курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Образовательные практики
СОПРОВОЖДЕНИЕ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Давлетгареева Елена Ивановна, заместитель директора по УВР, педагог-психолог 10-11 классов,
Комарова Татьяна Васильевна, социальный педагог
МАТЕРИАЛЫ ПРАКТИКИ:
Локальные акты:
1. Положение об учете неблагополучных семей и учащихся
2. Положение об учете посещаемости
https://lesosib9.siteedu.ru/media/sub/21/documents/Положение_о_порядке_учета_посещаемости.pdf.
3. Положение «Совета профилактики» МБОУ «СОШ №9»
https://lesosib9.siteedu.ru/media/sub/921/documents/Положение_о_совете_профилактики.pdf.
4. Положение о классном руководстве
https://lesosib9.siteedu.ru/media/sub/921/documents/Положение_о_классном_руководстве_2020.pdf.
5. Порядок обеспечения социально-педагогического и психолого-педагогического сопровождения, Положение о https://lesosib9.siteedu.ru/media/sub/921/files/polozhenie-o-psihologo-mediko-pedagogicheskom-konsiliume.pdf.
6. Психолого-педагогическое сопровождение на период электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий https://lesosib9.siteedu.ru/partition/43379/#megamenu
7. Программа профилактика правонарушений и формирование навыков законопослушного поведения у школьников МБОУ «СОШ №9» на 2018-2021г.г. https://lesosib9.siteedu.ru/media/sub/921/files/programma-profilaktika-pravonarushenij-i-formirovanie-navyikov-zakonoposlushnogo-povedeniya-u-shkolnikov-mbou-sosh-9-na-2018-2021gg.pdf
8. Программа организации летнего отдыха, оздоровления и занятости школьников на период летних каникул 2020 года https://lesosib9.siteedu.ru/media/sub/921/files/programma-organizatsii-letnego-otdyiha-ozdorovleniya-i-zanyatosti-shkolnikov-na-period-letnih-kanikul-2020-goda.pdf
Планы деятельности на 2020-21 учебный год, включающие аспекты работы с неблагополучными семьями:
1. План совместных мероприятий по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних МБОУ "СОШ №9" и ОДН Отдела МВД России по г.Лесосибирску на 2020-2021 учебный год https://lesosib9.siteedu.ru/media/sub/921/files/plan-sovmestnyij-meropriyatij-po-profilaktike-pravonarushenij-sredi-nesovershennoletnih-mbou-sosh-9-i-odn-otdela-mvd-rossii-po-glesosibirsku-na-2020-2021-uchebnyij-god.pdf
2. План совета по профилактике правонарушений МБОУ "СОШ №9" на 2020-2021 учебный год. https://lesosib9.siteedu.ru/media/sub/921/files/plan-soveta-po-profilaktike-pravonarushenij-mbou-sosh-9-na-2020-2021-uchebnyij-god.pdf
3. План совместных мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма среди несовершеннолетних учащихся МБОУ "СОШ №9" и ГИБДД МВД России по г.Лесосибирску на 2020-2021 уч.год
4. План деятельности службы медиации (СШМ) на 2020-2021 учебный год https://lesosib9.siteedu.ru/media/sub/921/files/plan-deyatelnosti-sluzhbyi-mediatsii-sshm-na-2020-2021-uchebnyij-god.pdf
Проблема семейного неблагополучия не теряет своей актуальности в наши дни. Семейное неблагополучие рассматривается как самостоятельный социально-психологический феномен, представляющий комплекс причин различного характера, связанных с нарушением выполнения воспитательной функции семьи, вызывающих деформацию личности ребенка и приводящих к девиантному поведению. Анализ социального паспорта МБОУ «СОШ №9» г.Лесосибирска за последних 3 года показывает, что увеличилось количество многодетных семей, семей, учащихся по категориям неполная семья, школьников, состоящих на учете в КДН и ЗП, ПДН, ВШУ, подростков «группы риска», имеются семьи в СОП. В связи с этим актуальной является работа по гармонизации детско-родительских отношений, в частности в неблагополучных семьях.
Проанализируем социальный паспорт нашей школы (54 класса, обучение в 2 смены, 6дневная рабочая неделя) на сентябрь 2019 года:
Классы | полн./благ. | неп./благ. | полн. неблаг./
| неполн./ неблаг. | неп./мать неп/отец | опекаемые | многодетные | малообеспеченные | в каком классе обучается брат\сестра | группа риска\ | прогульщики | внеурочная занятость | подъезжающие | семьи, где родители официально безработные |
1-4 кл. | 382 | 118 | 6 | 7 | 125 | 6 | 108 | 116 | 123 | 9 | 3 | 501 | 94 | 29 |
5-9 кл. | 434 | 178 | 7 | 12 | 190 | 17 | 124 | 174 | 120 | 29 | 18 | 458 | 202 | 32 |
10-11 кл. | 101 | 54 | 2 | 0 | 54 | 3 | 20 | 30 | 28 | 3 | 1 | 89 | 70 | 6 |
ИТОГО | 917 | 350 | 15 | 19 | 369 | 26 | 252 | 320 | 271 | 41 | 22 | 1048 | 366 | 67 |
Рассматривая данные таблицы, можно увидеть, что по сравнению с предыдущими годами: увеличилось количество многодетных семей, семей, учащихся по категориям неполная семья, школьников, состоящих на учете в КДН и ЗП, ПДН, ВШУ, подростков «группы риска», уменьшилось количество малообеспеченных семей, семей, находящихся в СОП, семей ТЖС.
В связи с этим цель деятельности: Сопровождение неблагополучной семьи и создание оптимальных условий в ней для формирования социально-адаптивной и социально-ответственной личности детей.
Задачи:
1) обеспечение соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетней;
2) создание безопасных условий для жизни несовершеннолетних детей, физического и психического их здоровья;
3) формирование у родителей чувства ответственности за свои поступки, за семью и воспитание своих несовершеннолетних детей;
4) координация взаимодействия учителей, родителей, административных органов для оказания помощи обучающейся;
5) коррекция поведения;
6) профилактика правонарушений, безнадзорности;
7) создание условий для формирования культуры здорового образа жизни;
8) содействие доступу детей к различным формам эффективной защиты, рассмотрению их жалоб и заявлений;
9) содействие решению социальных проблем, развитие гражданской и социальной активности;
10) создание условий для патриотического и духовно-нравственного воспитания, интеллектуального и творческого развития подростков.
Идея в сопровождении неблагополучной семьи в комплексном подходе через следующие направления:
- обеспечение соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних в условиях семьи;
- обеспечение безопасных условий для жизни несовершеннолетних детей, физического и психического их здоровья;
- реконструкция детско-родительских взаимоотношений, гармонизация межличностных отношений в системе «мать и ребенок» с членами семьи, членами семьи и другими (посторонними) лицами;
- профилактика неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей детей с нарушениями в поведении.
Анализ литературы позволяет выделить следующие отклонения в стилях семейного воспитания:
1. Гипопротекция, характеризующаяся недостатком опеки и контроля. Ребенок остается без надзора. Родители уделяют ему мало внимания, у них нет интереса к его делам, часты физическая заброшенность и неухоженность. При скрытой гипопротекции контроль и забота носят формальный характер, родители не включаются в жизнь ребенка. Невключенность ребенка в жизнь семьи приводит к асоциальному поведению из-за неудовлетворенности потребности в любви и привязанности.
2. Доминирующая гиперпротекция, диктат, проявляющиеся в повышенных, обостренных внимании и заботе, чрезмерной опеке и мелочном контроле поведения, слежке, запретах и ограничениях. Ребенка не приучают к самостоятельности и ответственности. Это приводит либо к реакции эмансипации, либо к безынициативности, неумению постоять за себя.
3. Потворствующая гиперпротекция, часто сопровождающаяся таким родительским отношением, как «симбиоз». Родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, потакают его желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются его минимальными успехами и требуют такого же восхищения от других. Результат такого воспитания проявляется в завышенном уровне притязаний, стремлении к лидерству при недостаточных упорстве и опоре на свои силы.
4. Эмоциональное отвержение, при котором, как было описано выше, ребенком тяготятся. Его потребности игнорируются. Иногда с ним жестоко обращаются. Родители (или их «заместители» - мачеха, отчим и пр.) считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство им. Часто встречается скрытое эмоциональное отвержение: родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием к нему. Этот стиль воспитания оказывает наиболее отрицательное воздействие на развитие ребенка.
5. Жестокие взаимоотношения, которые могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и ребенком стоит «стена» эмоциональной холодности и враждебности.
6. Повышенная моральная ответственность, авторитарная гиперсоциализация, при которой от ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга, не соответствующих его возрасту. Игнорируя интересы и возможности ребенка, возлагают на него ответственность за благополучие близких. Ему насильно приписывают роль «главы семьи». Родители надеются на особое будущее своего ребенка, а ребенок боится их разочаровать.
Деструктивное влияние различных типов родительского отношения на развитие личности ребенка можно продемонстрировать на примере исследования, проведенного нами на подростках по изучению у них самооценки и уровня притязаний. Особого внимания заслуживают такие типы родительского отношения, как диктат и опека. Различаясь, по сути, они совпадают по своему результату: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они оказываются отстранены от решения вопросов, касающихся как их лично, так и семьи. Подростки из семей с типом отношений «опека» характеризуются очень высокой или неадекватно низкой самооценкой, хотя в данном возрасте должна наблюдаться тенденция постепенного перехода к адекватности восприятия себя. Несмотря на внешнюю заботу, опекающий тип отношений в семье приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой – к формированию у него тревожности, эгоизма и самолюбия, беспомощности, выраженной защиты, зависимости от родителей, запаздыванию социальной зрелости.
В связи с этим основная идея в сопровождении неблагополучной семьи реализовывать деятельность по следующим направлениям:
- обеспечение соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних в условиях семьи;
- обеспечение безопасных условий для жизни несовершеннолетних детей, физического и психического их здоровья;
- реконструкция детско-родительских взаимоотношений, гармонизация межличностных отношений в системе «мать и ребенок» с членами семьи, членами семьи и другими (посторонними) лицами;
- профилактика неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей детей с нарушениями в поведении.
Этапы взаимодействия школы с семьей в реализации социального и психолого-педагогического сопровождения:
I. этап – предварительный. Включает в себя: первичное знакомство с семьей; установление контакта с родителями; проведение социальной и психолого-педагогической диагностики (оценка социальной ситуации в семье, определение проблем, их причин и ресурса семьи);
II. этап – основной. Предполагает разработку плана взаимодействия с семьей: определяются штатные и привлеченные специалисты; определяется необходимая помощь семье (медицинская, социально-экономическая, психолого-педагогическая, правовая); определяются формы реализации программы/плана.
III. этап – рефлексивный. Подводятся итоги, планируется постсопровождение.
Эффективность психолого-педагогического сопровождения обучающихся с девиантным поведением из неблагополучных семей в условиях образовательной организации обеспечивается участием всех субъектов образования с привлечением соответствующих специалистов.
Инициатором обращения к специалистам, осуществляющим психолого-педагогическое сопровождение, является классный руководитель/педагог. Осуществив наблюдение и выявив нарушения в поведении обучающегося классный руководитель/педагог принимает следующие меры педагогического взаимодействия:
- создание эмоционально благоприятной атмосферы в классе;
- адаптация учебного материала для адекватного восприятия;
- проведение воспитательной работы с обучающимся;
- психолого-педагогическая работа с родителями (законными представителями); важно отметить, что для проведения целенаправленных диагностических и профилактических мероприятий в отношении ребенка требуется получить согласие со стороны родителей (законных представителей).
Алгоритм работы с неблагополучными семьями:
1-й шаг: составление списков детей, изучение семьи и осознание существующих в ней проблем.
-й шаг: первичное обследование жилищно-бытовых условий неблагополучной (проблемной) семьи; составляется акт обследования и в котором для себя помечаем важные моменты по которым нужно работать (например: поставить на учёт в центр занятости, или подготовить беседу по теме которая важна в этой семье и т.д.).
3й шаг: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с родителями, оценка условий их жизни (общение с членами семьи должно проходить на уважительно-доверительном отношении, обращаться по имени отчеству, даже если родители младше вас).
4-й шаг: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов.
5-й шаг: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций (анкетирование, беседа, наблюдение, посещение семьи на дому).
6-й шаг: изучение личностных особенностей членов семьи.
7-й шаг: составление карты семьи (заполняется бланк карта семьи, где указывается всё о семье: дата рождения, семейное положение, статус, образование, где работают и т.д.).
8-й шаг: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (социальная защита, инспекция по делам несовершеннолетних, КДН и т. д.);
9-й шаг: составление программы работы с неблагополучной семьей;
10-й шаг: текущие и контрольные посещения семьи;
11-й шаг: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй (строгий контроль за посещением детьми школьных занятий (чистенькие, выспавшиеся, без синяков, поведение подавленное или весёлое, готовые к занятиям, опоздание с самого утра). Занятость детей в кружках, секциях, в школьных и классных мероприятиях, в трудовой деятельности. Особенно в каникулярное время, составляется план мероприятий на каникулы, с план знакомят детей перед каникулами, на летние каникулы составляются списки занятости каждого ребёнка, работа на пришкольном участке. Успеваемость по четвертям. Дополнительные занятия. Посещение семей на дому.
Методы работы с неблагополучными семьями:
Проблема семьи | Методы |
Недостаточная информированность родителей о методах воспитании. | Наблюдение и консультации учителя, психолога, социального педагога. Помощь психотерапевта семье и детям. Проведение семинаров, бесед на темы воспитания, просмотр видеофильмов, кинофильмов. Вовлечение детей в кружки, студии, центры дневного пребывания, секции. |
Жестокое обращение с ребёнком. | Наблюдения учителя, психолога школы, социального педагога, социального работника. Консультации психолога, социального педагога, врача, юриста для родителей. Психотерапевтическая помощь родителям и детям. Постановка на учет в КДН, к наркологу, консультации врачей, юристов. Привлечение родителей к работе семинаров, беседы о воспитании в семье. Возбуждение дела о лишении родительских прав (в случае необходимости). |
Семья алкоголиков (оба родителя). | Наблюдения и консультации психолого-образовательного учреждения (для детей - подростков).Оказание психологической наркологической помощи семье или её отдельным членам. Вовлечение ребёнка в систему дополнительного образования (кружки, секции и т. д.). Консультация врача-психиатра, нарколога и т.д. Консультация ребёнка в психолого - медико-педагогической комиссии и определение программ обучения. Работа с родителями специалистов наркологической психиатрической помощи (по необходимости). Возбуждение дела о лишении родительских прав (в случае необходимости), школа, центры, детский дом, приют, кризисный центр, социальная гостиница, органы здравоохранения, врачи, службы. |
Семья в состоянии развода или после развода. | Наблюдения и консультации психолога образовательного учреждения, социального педагога, учителя. Консультативная помощь психолога и психотерапевта. Вовлечение ребёнка в кружки, секции, клубы, студии и т. д. Привлечение к деятельности группы родителей ребенка. Помощь ребёнку со стороны его окружения. Привлечение родителей к семинарам по вопросам психологии детей, перенёсших травму. Использование видеоматериалов для работы с родителями (последствия разводов). |
Неполная семья. | Привлечение полной семьи для работы с ребёнком и его семьей. Привлечение ближайших родственников к воспитанию ребёнка. Привлечение неполной семьи к занятиям детско-родительской группы. Наблюдения и консультации психолога, социального педагога. Активная деятельность классного руководителя или учителя по вовлечению ребёнка в систему дополнительного образования. Обучение одного из родителей навыкам воспитания детей при отсутствии второго родителя. Постановка на учет в учреждения и органы социальной защиты. Привлечение общественных организаций к воспитанию. |
Отчуждённость родителей из-за занятости. | Сопровождение ребёнка социальным педагогом. Наблюдение и консультация психолога образовательного учреждения. Консультативная помощь психолога, психотерапевта и др. Привлечение ребёнка к посещению Центра дневного пребывания. Привлечение родителей к занятиям по психологии. Помощь родителям в Центре защиты семьи, привлечение ребёнка в ДО. |
Полная семья, один из родителей пьёт. | Наблюдения и консультация психолога.- Беседа психолога, социального педагога, врача с непьющим родителем. Вовлечение ребенка в систему дополнительного воспитания и образования. Дополнительная помощь в учёбе со стороны учителей. Привлечение здорового члена семьи и ребёнка к занятиям детско-родительской группы. Работа классного руководителя, воспитателя, психолога школы с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости. Индивидуальная работа социального педагога с каждым из родителей по изменению отношений в семье. При асоциальном поведении ребенка (агрессивность, депрессивность, суицидальность и т. п.) обследование у детского психиатра. При хроническом неусвоении школьной программы направление ребёнка на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения программы обучения и типа образовательного учреждения. |
Неполная семья, родитель алкоголик. | Беседы классного руководителя, социального педагога, психолога с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости. |
Одинокая мать-алкоголичка или отец. | Наблюдения и консультации школьного психолога. Вовлечение социальным педагогом или классным руководителем ребенка в кружки, секции, библиотеку. Информирование органов опеки и попечительства о детях, постановка вопроса об ограничении или о лишении родителя-алкоголика родительских прав. Направление ребенка образовательным учреждением на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения уровня его развития и программы обучения. |
Опекунские семьи: престарелые, употребляющие алкоголь; педагогически - несостоятельные. | Вовлечение детей и подростков учителем, социальным педагогом кружки, секции, студии, клубы. Консультации психолога образовательного учреждения для опекунов. Индивидуальная работа психолога с ребенком. Помощь учителей ребёнку в учебе. Консультация психиатра. Возбуждение образовательным учреждением ходатайства перед органами опеки и попечительства о лишении опекунов прав на опеку с последующей передачей ребёнка (новые опекуны, приемная семья, детский дом, и т. д.). Направление образовательным учреждением ребёнка на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения уровня его развития и программы обучения. Консультация у невропатолога или психиатра. Особое внимание обращается на деятельность психолога по данной проблеме. |
Для просвещения семьи в вопросах воспитания детей и решения кризисных ситуаций, а также профилактической работы используются различные организационные формы работы.
Цель групповых мероприятий носит просветительский характер, а содержание мероприятий направленно на повышение психолого-педагогических, социально-экономических, медицинских компетенций родителей. Повышение педагогической культуры всех категорий родителей:
- Организация педагогического просвещения. Убеждение родителей в том, что семейное воспитание - это не морали, нотации или физические наказания, а весь образ жизни родителей (в первую очередь здоровый), образ мыслей, поступков самих родителей, постоянное общение с детьми с позиции гуманности.
- Привлечение родителей в качестве активных воспитателей (семейные праздники в школе, внеурочная внешкольная деятельность, участие в управлении школой).
- Формирование правовой культуры родителей во избежания насилия, жестокости, агрессивного поведения по отношению к своим детям.
- Проведение контрольно-коррекционной работы с родителями (анкетирование, тестирование, анализ уровня воспитанности, обученности детей, индивидуальные беседы и т.д.).
- Учет особенностей воспитания в каждой отдельной семье, опираясь на положительный опыт повышать приоритет семьи и семейных традиций у всех субъектов образовательной деятельности: детей, родителей, педагогов.
Индивидуальная работа с семьей. Формы работы: беседа, консультация.
Беседа с родителями проводится по следующему плану, а именно определяются:
- структура данной семьи (типология по количеству детей, по составу),
- по семейному укладу, по атмосфере, по типу потребительских взаимоотношений);
- взаимоотношения различных поколений в семье, выясняется взаимоотношения между близкими родственниками;
- педагогическая и социально-психологическая подготовка родителей (нравственное, физическое, эстетическое, половое воспитание детей в семье с учетом их возрастных особенностей);
- наиболее распространенные пробелы в воспитании детей (авторитарная гиперсоциализация и гипосоциальная гипоопека);
- система поощрений и наказаний, применяемые в процессе воспитания в данной семье;
- организация режима труда, учебы, отдыха и досуга детей в семье;
- выявление взаимосвязи девиантного поведения подростков с асоциальными пристрастиями родителей.
- выявление причин отклонений в поведении;
- беседы социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя, администрации школы с подростком;
- приглашение на школьный Совет по профилактике;
- беседы инспектора ОДН;
- вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;
- проведение индивидуальных занятий с категорией таких школьников.
- реализация системы воспитательной работы школы;
- проведение мероприятий совместно с сотрудниками ОВД, ГИБДД, прокуратуры, социальными службами, медицинскими работниками;
- организация правового всеобуча;
- проведение мероприятий по формированию личностных, нравственных и гражданских качеств у школьников;
- проведение бесед по профилактике вредных привычек.
При отсутствии результативности данной работы организуется заседание «Совета профилактики» МБОУ «СОШ №9».
Приемы индивидуальной работы с неблагополучными семьями:
1. убеждение - разъяснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка;
2. моральная поддержка – по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным;
3. вовлечение в интересную деятельность - поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы:
4. готовность сопереживать - это часто отсутствует в неблагополучных семьях;
5. нравственное упражнение по формированию нравственных качеств.
Основные функции классного руководителя
в работе с неблагополучной семьёй и детьми из неблагополучных семей:
1. Создать благоприятную обстановку в классе вокруг учащегося из неблагополучной семьи.
2. Установить отношения партнерства и сотрудничества с неблагополучной семьей.
3. Планировать работу с неблагополучными семьями.
4. Создать банк данных о неблагополучных семьях и детях из неблагополучных семей, обучающихся в классе.
5. Создавать и реализовывать индивидуальные планы воспитания детей из неблагополучных семей.
6. Работать с учащимися группы по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи.
7. Быть инициатором создания индивидуального маршрута в обучении детей из неблагополучных семей.
8. Вовлекать ребенка из неблагополучной семьи в объединения по интересам, в том числе в занятость выходного дня.
9. В случае необходимости быть инициатором активных действий по защите прав ребенка.
Характеристика школьников с отклоняющимся поведением, проживающих
в неблагополучных семьях:
Характерными чертами неблагополучных семей является внутренняя нестабильность, не осознание возможностей удовлетворения своих потребностей в семье, отсутствие единых ориентаций. Дети не всегда способны успешно преодолеть стрессовые ситуации, поэтому перед всем педагогическим коллективом встаёт вопрос о том, как помочь им устоять перед неблагоприятными воздействиями социальной среды, преодолеть травмирующую ситуацию и совпадать с негативными эмоциональными переживаниями. В силу своих возрастных особенностей дети оказываются особенно восприимчивыми к негативным социальным воздействиям. Девиантное поведение школьников – это совершение отдельных поступков или системы поступков, противоречащих нормам социального поведения в обществе. Условно девиантное поведение можно разделиться на следующие уровни:
Отклоняющееся поведение неустойчивых обучающихся: отклонения в их поведении появляются случайно, при неблагоприятных обстоятельствах. Наблюдается временное, избирательно негативное отношение к воспитанию. Направленность этих детей носит характер временной увлеченности полезным делом (успеваемость удовлетворительная, иногда чередуются «2» и «5»); ярко проявляется один устойчивый недостаток – слабая самокритичность и требовательность к себе.
Эгоцентричные обучающиеся с негативным отношением к школе, к воспитательному влиянию, у которых преобладает направленность на себя и формируется устойчивая эгоистичная позиция в жизни. Обнаруживаются пробелы в нравственном или умственном развитии. При неблагоприятных обстоятельствах проявляются 2-3 серьезных недостатка. Преобладает завышенная самооценка, уровень требовательности к другим выше, чем к себе.
Обучающиеся, стоящие у грани правонарушения. Это дети с негативным отношением к воспитательному процессу, к нормам морали, к коллективу сверстников. У них ярко выражена отрицательная направленность. В умственном, нравственном и волевом развитии у них допущены серьезные пробелы, которые делают психику болезненной (обостренное самолюбие, нездоровые потребности и др.)
Особенности проявления девиантного поведения у младших школьников. Среди разновидностей девиантного поведения, проявляющихся у обучающихся младшего школьного возраста выявлено:
- непослушание, которое является наиболее «популярным» проявлением девиантного поведения;
- шалость, которую можно, по сути, считать безобидным проявлением, т.к. в ней отображаются активность и креативность ребенка. Ее специфика состоит в том, что она носит положительный характер, является безвредной и, как правило, социально неопасной;
- озорство точно также позволяет проявиться креативности и активности ребенка, однако, в данном случае нарушение правил и норм происходит уже осознанно, и налицо причиняемый окружающим умышленный вред;
- проступок носит социально опасный характер. В отличие от других, более «легких» форм девиантного поведения, зачастую является спланированным заранее. Как правило, совершается неоднократно, что дает право полагать о формировании определенных черт характера ребенка;
- негативизм представляет собой необоснованное сопротивление влиянию и действиям окружающих.
В настоящее время встречается такие поведенческие проявления девиантного поведения, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги, побеги из дома, бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение, злословие, ложь, воровство, вымогательство (попрошайничество).
Итак, девиантное поведение – поведение, не соответствующее правилам и нормам, установленным в официальном порядке или сложившимся традиционно в обществе. Для эффективного взаимодействия с родителями важен личностно-ориентированный, адресный, индивидуальный подход, когда учитываются запросы семьи и конкретные проблемы развития и обучения ребенка.
В деятельности классного руководителя ключевым аспектов является своевременное выявление детей, проживающих в неблагополучных семьях.
Характеристика школьников с отклоняющимся поведением, проживающих в неблагополучных семьях:
Характерными чертами неблагополучных семей является внутренняя нестабильность, не осознание возможностей удовлетворения своих потребностей в семье, отсутствие единых ориентаций. Дети не всегда способны успешно преодолеть стрессовые ситуации, поэтому перед всем педагогическим коллективом встаёт вопрос о том, как помочь им устоять перед неблагоприятными воздействиями социальной среды, преодолеть травмирующую ситуацию и совпадать с негативными эмоциональными переживаниями. В силу своих возрастных особенностей дети оказываются особенно восприимчивыми к негативным социальным воздействиям. Девиантное поведение школьников – это совершение отдельных поступков или системы поступков, противоречащих нормам социального поведения в обществе. Условно девиантное поведение можно разделиться на следующие уровни:
Отклоняющееся поведение неустойчивых обучающихся: отклонения в их поведении появляются случайно, при неблагоприятных обстоятельствах. Наблюдается временное, избирательно негативное отношение к воспитанию. Направленность этих детей носит характер временной увлеченности полезным делом (успеваемость удовлетворительная, иногда чередуются «2» и «5»); ярко проявляется один устойчивый недостаток – слабая самокритичность и требовательность к себе.
Эгоцентричные обучающиеся с негативным отношением к школе, к воспитательному влиянию, у которых преобладает направленность на себя и формируется устойчивая эгоистичная позиция в жизни. Обнаруживаются пробелы в нравственном или умственном развитии. При неблагоприятных обстоятельствах проявляются 2-3 серьезных недостатка. Преобладает завышенная самооценка, уровень требовательности к другим выше, чем к себе.
Обучающиеся, стоящие у грани правонарушения. Это дети с негативным отношением к воспитательному процессу, к нормам морали, к коллективу сверстников. У них ярко выражена отрицательная направленность. В умственном, нравственном и волевом развитии у них допущены серьезные пробелы, которые делают психику болезненной (обостренное самолюбие, нездоровые потребности и др.)
Особенности проявления девиантного поведения у младших школьников. Среди разновидностей девиантного поведения, проявляющихся у обучающихся младшего школьного возраста выявлено:
- непослушание, которое является наиболее «популярным» проявлением девиантного поведения;
- шалость, которую можно, по сути, считать безобидным проявлением, т.к. в ней отображаются активность и креативность ребенка. Ее специфика состоит в том, что она носит положительный характер, является безвредной и, как правило, социально неопасной;
- озорство точно также позволяет проявиться креативности и активности ребенка, однако, в данном случае нарушение правил и норм происходит уже осознанно, и налицо причиняемый окружающим умышленный вред;
- проступок носит социально опасный характер. В отличие от других, более «легких» форм девиантного поведения, зачастую является спланированным заранее. Как правило, совершается неоднократно, что дает право полагать о формировании определенных черт характера ребенка;
- негативизм представляет собой необоснованное сопротивление влиянию и действиям окружающих.
В настоящее время встречается такие поведенческие проявления девиантного поведения, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги, побеги из дома, бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение, злословие, ложь, воровство, вымогательство (попрошайничество).
Итак, девиантное поведение – поведение, не соответствующее правилам и нормам, установленным в официальном порядке или сложившимся традиционно в обществе.
Особое внимание должно уделяться созданию развивающей социальной среды за счет включения обучающегося из неблагополучной семьи в социально значимую, одобряемую и важную для него деятельность. В качестве развивающей социальной среды могут выступить поддерживающая семья или творческая студия, сообщества в социальных сетях, которые предполагают определенные условия для самореализации, что позволит снизить вероятность проявления энергии в негативных формах активности (девиации). При этом важно соблюдать принципы личной ответственности за круг своих обязанностей в деятельности, контроля за ее осуществлением, общественной оценки ее результатов.
Индивидуальная работа с подростками «группы риска». Работа в этом направлении предполагает:
В работе с неблагополучными семьями значимым является включение в процесс сопровождения педагогов-психологов.
Одной из сфер самореализации школьников из неблагополучной семьи может стать досуговое пространство. Важно на основе интересов и склонностей обучающихся вовлекать в их творческие кружки, секции, как на базе школы, так и в городских учреждениях дополнительного образования, при этом осуществлять контроль посещения. Эффективно включение в продуктивно-творческую, спортивную и художественную деятельность, которая, например, предполагает съемку видео продуктов, волонтёрская деятельность, где обучающийся имеет возможность приобрести позитивный опыт разрешения сложных ситуаций, а также реализовать ведущие потребности подросткового возраста (социальное признание, самоутверждение и самореализация). Неудовлетворение этих потребностей расценивается как фактор риска формирования отклоняющихся форм поведения. В результате вовлечения обучающегося с девиантным поведением в кружковую деятельность происходит его социализация, а также формируются личностно-нравственные качества, развиваются творческие способности, коммуникативные навыки, происходит приобщение к культурным ценностям.
Предупредительно-профилактическая деятельность с детьми осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, несклонной к правонарушениям личности через:


Традиционные благотворительные акции «Новогодний подарок ребенку!» для детей из малообеспеченных семей

Ежегодная акция «Помоги пойти учиться», профилактические встречи школьников с сотрудником ПДН
Для эффективного взаимодействия с родителями важен личностно-ориентированный, адресный, индивидуальный подход, когда учитываются запросы семьи и конкретные проблемы развития и обучения ребенка.
Особенности сопровождения детей из неблагополучных семей в условиях дистанционного обучения. Получение образования несовершеннолетними с использованием дистанционной формы, находящимися в социально-опасном положении организовано различными способами:
- на образовательных платформах: Zoom, Российская электронная школа, Учи-ру, ЯКласс, Youtube и др.;
- через мессенджеры и социальные сети (ВКонтакте, ватсап, вайбер, эл.почта и др.);
- электронный журнал;
- посредством бесконтактной передачи и сбора материалов (ящики в школе);
- обеспечение индивидуального сопровождения классными руководителями для детей, испытывающих трудности в обучении (1раз в неделю очно в школе при соблюдении санитарных норм).
Успеваемость обучающихся, находящихся в социально-опасном положении, контролируется классными руководителями через электронный журнал, взаимодействие с учителями-предметниками, службой сопровождения (консультативная помощь, профилактические беседы, посещение квартир), администрацией (1раз в неделю передача информации для формирования списка проблемных семей, профилактические беседы, представление документов в КДН, органы опеки).
В процессе контроля за успеваемостью несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении в МБОУ «СОШ №9» сложилась следующая практика. С началом дистанционного обучения классные руководители подают заместителю директора по УВР информацию об условиях получения образования в семье (наличие техники и т.д.) по следующей форме:
№ | ФИО ученика | многодет. | Категория семьи (малообеспеч., учет и т.д.) | Наличие компьютера, ноутбука | Занимаются с телефона | братья, сестры, обучающиеся в нашей школе | Братья, сестры, обучающиеся в других школах города |
|
|
|
|
|
|
|
|
Ежедневный контроль успеваемости школьников детей в условиях СОП обеспечивают классные руководители.
Еженедельно классные руководители составляют отчет по детям, испытывающим трудности обучения, в том числе в СОП и ОВЗ, и в пятницу до 11.00 отправляют заместителю директора по УВР, курирующему вопросы социально-педагогической профилактики по следующей форме:
№ п/п | ФИО ребенка, испытывающего трудности на дистанционном образовании | Состоит ли школьник на учете? (ВШУ, КДН, ПДН, СОП, дети в замещающих семьях, дети с ОВЗ, иное) | Как организовано обучение (есть компьютер, по телефону, через мессенджеры) | Как выполняется домашнее задание (регулярно, не менее 2х раз в неделю, 1 раз в неделю, не выполняет вообще) | Наличие контроля со стороны родителей, если его нет, то в какой ситуации находится ребенок | Нужна ли помощь специалистов и какая |
|
|
|
|
|
|
|
Данная информация обобщается специалистами службы сопровождения, и принимаются меры в следующем порядке:
Социальным педагогом в процессе телефонного разговора с родителем (законным представителем) выясняются условия получения дистанционного образования и причина тех или иных трудностей в обучении, предлагаются варианты решения сложившейся ситуации, данный факт оформляется протоколом «Совета профилактики»;
Если ситуация повторяется и у школьника не изменяется ситуация в обучении, осуществляется выезд специалистов службы сопровождения на квартиру ученика (социальный педагог и/или заместитель директора по УВР) с соблюдением мер личной гигиены в период эпидемии, данный факт оформляется «Актом обследования ЖБУ».
РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Выстроенная система профилактической работы с неблагополучной семьей позволяет получать стабильные результаты:

Положительные эффекты сопровождения неблагополучной семьи в условиях школы:
- По каждому ребенку из неблагополучной семьи составлены планы индивидуальной воспитательно-профилактической работы, для категории СОП – организовано межведомственное взаимодействие. Кроме ежедневного контроля опозданий и посещения учебных занятий детьми из неблагополучных семей, контроля успеваемости, поведения на уроках и переменах, внешнего вида, ведется сбор информации об учащихся, о посещении внеурочной деятельности и дополнительных кружков, и секций. Заполняются карты наблюдения, составлены характеристики.
- Совместно с классными руководителями посещались неблагополучные семьи, где родители не обеспечивают надлежащих условий для жизни и здоровья ребенка, уклоняются от их воспитания, семьи СОП, ТЖС, где учащиеся пропускают учебные занятия без уважительной причины. Так, по итогам 2019-2020 уч.года 26 посещений + посещение замещающих семей (21 семья).
- В школе систематически проводятся заседание «Совета профилактики» правонарушений несовершеннолетними. На заседаниях Совета не только рассматриваются те или иные правонарушения, а также оказывается консультативная помощь родителям в поисках приемлемых форм взаимоотношения родителей с подростками. Проведено в 2019-2020 учебном году 42 заседания (кол-во учащихся, прошедших через Совет профилактики в этом учебном году – 85 чел.), на которых были заслушаны учащихся и их родители, совершающие правонарушения и нарушающие Устав школы, в том числе и из неблагополучных семей.
Кроме Совета профилактики социальным педагогом в течение 2019-2020 учебного года проводились индивидуальные беседы с родителями неблагополучных семей, где разъяснялись их права и обязанности по содержанию, обучению и воспитанию детей, давались рекомендации: о режиме дня, как правильно готовить домашнее задание, как поощрять ребенка в семье, как разрешить конфликт с собственным ребенком, как правильно организовать досуг. Разъяснялась информация о социальных правах и гарантиях ребенка (12 бесед).
Таким образом, результативность профилактической работы с семьями подростков с девиантным поведением зависит от сочетания прямого и опосредованного воздействия на семью. Если первый путь осуществляется школой и общественностью и направлен на совершенствование общекультурного и педагогического уровня родителей через систему педагогического просвещения, вовлечение родителей в общественно значимую деятельность, то опосредованный путь воздействия осуществляется через подростков, через организацию совместной деятельности и общения детей и взрослых в семье, в школе, по месту жительства.
Способы/средства/инструменты измерения результатов образовательной практики:
- статистические материалы социального педагога;
- информация от учреждений системы профилактики по работе с неблагополучной семьей;
- рефлексивные семинары/совещания/планерки управленческих команд, команд сопровождения неблагополучной семьи.
С какими проблемами и трудностями пришлось столкнуться при реализации:
- Отсутствие взаимопонимания и взаимоуважения между детьми и родителями в неблагополучных семьях, в результате не устраняются причины различных асоциальных проявлений в виде отклоняющегося поведения школьников.
- Сложности в «извлечение» школьников из неблагополучных семей из асоциального круга общения сверстников, так как только в них себя подростки чувствуют уверенными и принятыми.
- Низкий уровень родительской ответственности в вопросах воспитания и образования детей, что обусловлено действующим законодательством и изменениями в обществе духовно-нравственных ориентиров.
Рекомендации тем, кого заинтересовала практика:
1) Четкий план работы с неблагополучной семьей, с конкретно указанной ответственностью каждого специалиста и сроками.
2) Согласованность действий всех участников процесса сопровождения неблагополучной семьи.
Становление учителя: от первой педагогической практики до учителя высшей категории
Шалыгина Е. Н. учитель английского языка
Материалы практики:
Документы для практики:
- Положение о наставничестве https://lesosib9.siteedu.ru/documents/?page=3
- Сертификаты и публикации https://lesosib9.siteedu.ru/documents/5705/?page=1
Советы молодому учителю:
- Методическая литература https://lesosib9.siteedu.ru/documents/5705/?page=2
- Ссылки на вебинары и уроки https://lesosib9.siteedu.ru/documents/5705/?page=3
- Примеры конспектов этапов урока, уроков и дидактических материалов к урокам https://lesosib9.siteedu.ru/documents/5705/?page=1
https://lesosib9.siteedu.ru/documents/5705/?page=2 - https://lesosib9.siteedu.ru/documents/5705/?page=3
Мои методические разработки:
- Анализ наставничества https://lesosib9.siteedu.ru/do...
- Анализ профессиональной деятельности студентов-практикантов и молодых специалистов https://lesosib9.siteedu.ru/do...
- Зачетная работа https://lesosib9.siteedu.ru/documents/5705/?page=2
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и нормативными актами Министерства образования и науки Российской Федерации, регламентирующими вопросы профессиональной подготовки педагогических работников, наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности. Институт наставничества призван на всестороннее развитие имеющихся у молодого специалиста знаний, умений, навыков в области предметной специализации и методики преподавания.
Целью школьного наставничества в образовательном учреждении является оказание помощи молодым учителям в их профессиональном становлении, а также формирование в школе кадрового ядра.
Основными задачами школьного наставничества являются:
- привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление учителей в образовательном учреждении;
- ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
- адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива школы и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя.
Методическая практика «Становление учителя: от первой педагогической практики до учителя высшей категории» помогает в решении поставленных задач и в полной мере помогает отработать ключевые вопросы методики обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе согласно требованиям ФГОС, Закону об образовании, предметным концепциям и коммуникативной методике преподавания английского языка, способствует освоению студентами целеполагания, пониманию сущности этапов современного урока, а также осуществлению профессионального самообразования и личностного роста.
Практика разбита на темы, раскрывающие традиционные аспекты методики преподавания английского языка в средней общеобразовательной школе: эффективный урок: цели и задачи; управление классом и эффективные формы взаимодействия учащихся при выполнении разных типов заданий; обучение языковым навыкам: произносительным, лексическим, грамматическим; обучение различным видам речевой деятельности: чтению, аудированию, письму и говорению.
Методические рекомендации, урок наставника или совместная подготовка и проведение интегрированных уроков способствуют организации самостоятельной работы и дальнейшему профессиональному развитию студентов-практикантов и молодых специалистов в области английского языка; содержат все необходимое, чтобы студенты-практиканты и молодые специалисты, опираясь на опыт педагогических практик, семинары и вебинары по предмету, могли практически овладеть методикой преподавания английского языка в средней общеобразовательной школе.
По окончании педагогической практики студенты-практиканты овладевают умением спланировать и провести эффективный урок, молодые специалисты готовы к самостоятельному преподаванию предмета и профессиональному развитию и самосовершенствованию.
В работе со студентами-практикантами использую метод наблюдения за работой наставника на уроке, обсуждение урока наставника, планирование собственного урока, практика, анализ полученного результата.
Студенты-практиканты начинают с одного или двух этапов урока, постепенно увеличивая количество этапов урока. И в конце практики дают 6 зачетных уроков и внеклассное мероприятие по предмету. Для молодых специалистов проводятся семинары, мастер-классы, наставник посещает уроки, анализирует и обсуждает урок с молодым специалистом, дает рекомендации и планирует путь дальнейшего развития, рекомендуя прочесть методическую литературу и посмотреть вебинары на сайте ИПК.
По результатам педагогической практики 5 молодых специалистов приняты на работу в МБОУ «СОШ №9» г. Лесосибирск. Благодаря наставничеству и профессиональному сопровождению 3 учителя имеют первую квалификационную категорию, 1 учитель аттестован на соответствие занимаемой должности, все являются участниками муниципального конкурса «Учитель XXI» 2019, 2020, 2021гг.